Методики развития памяти

Как запомнить прочитанное

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» — знакомая проблема? Коварная память упорно хранит строчки из любимой песни и впечатления о первом поцелуе, а вот нужный в работе материал туда как будто не помещается. Да, с этим время от времени сталкиваются все. Но к счастью существуют методики, которые научат, как запоминать прочитанное, даже если оно не вызывает бурного интереса.

Не стоит думать, что забывчивость обязательно связана с возрастом или со здоровьем. Конечно, общее состояние организма влияет на мозговую активность, но намного чаще люди забывают важную информацию по другим причинам. И чтобы понять эти причины, разберемся для начала, как работает память.

Виды и процессы памяти

Психолог Герман Эббингауз выделяет 4 этапа освоения информации:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение,
  • забывание.

Как все происходит? В наш мозг через один из органов чувств (или через несколько сразу) поступает новая информация и на какое время запечатлевается. Это может быть как непроизвольно — например, когда ты случайно запоминаешь красивую сцену из фильма, или специально — когда нужно выучить стих или длинную формулу. Лучше всего запоминается то, что связано с сильными эмоциями, с личным опытом, с массой других воспоминаний.

Потом идет сохранение, здесь выделяют оперативную и долгосрочную память. Вначале новые сведения отправляются на краткосрочное хранение — к примеру, номер такси ты можешь запомнить, прочитав один раз, а затем навсегда забыть. Но если информация оказывается важной и как-то связанной с жизнью человека в целом, она переходит в долгосрочную память. Оттуда важные сведения можно достать даже спустя годы. Что же касается процесса забывания, он тоже необходим — это своего рода «корзина», куда отправляется все лишнее,  чтобы не перегружать компьютер.

Почему мы запоминаем ерунду?

Наверное, многим хочется возразить: «Если мозг запоминает важное и удаляет лишнее, почему же я помню все детские считалки, но не могу заучить формулы термодинамики?». Все дело в том, что важным наша психика признает лишь то, что уже связано с имеющейся информацией, с твоим опытом. Детская считалочка когда-то вызывала массу эмоций и активно использовалась каждый день. А какие эмоции вызывают формулы термодинамики, и как часто ты их применяешь?

Именно поэтому бывает сложно «поместить в голову» сухие теоретические знания из учебника. Они существуют отдельно от твоей жизни и никак не применяются на практике.

Если хочется запомнить новый материал, надо понимать, какие задачи он решает и как соотносится с тем, что ты уже знаешь. Попробуй мысленно перенести в свою жизнь все, о чем читаешь в книге — даже если получится фантастическая история, она поможет запомнить материал.

Как научиться запоминать прочитанное: метод Эббингауза

Изучая память, Герман Эббингауз провел множество экспериментов по заучиванию бессмысленных слогов и вполне логичных текстов. В результате он выяснил, что забытую информацию мы на самом деле помним, но как будто теряем к ней доступ. Говоря языком психологии, она оставляет ассоциативный след, который можно актуализировать. В быту это называется «освежить в памяти». Благодаря такому следу старую информацию восстановить намного проще, чем «записать» новую.

Полезный
совет: если для запоминания текста его нужно прочитать 25-30 раз, не стоит
делать это подряд в один день. Лучше повторять по 10 раз в течение 3-х дней.

Современные психологи предлагают еще более точную методику запоминания:

  • Повтори информацию несколько раз про себя и вслух сразу после прочтения, попробуй схематически ее записать.
  • Вернись к повторению через 20 минут — за это время обычно забывается около 40% сведений.
  • В следующий раз повтори материал через 8 часов, попробуй его кому-то пересказать.
  • Для закрепления вернись к информации через сутки после последнего повторения и обрати внимание, какие моменты ты упустил из виду или исказил.

Как видишь, ответ на извечный вопрос «Сколько раз нужно прочитать, чтобы запомнить?» лежит немного в другой плоскости. Важно не количество раз, а правильная техника.


Тестируйте разные методики развития памяти!
Память можно тренировать везде, даже занимаясь повседневными делами

Эффект первого и последнего слова

Герман Эббингауз выявил и еще несколько закономерностей. В своих экспериментах с заучиванием отдельных слов он определил, что легче вспомнить первое и последнее из них. Об этой особенности есть много анекдотов, помнишь?

«Документы, живо!» — крикнул Штирлиц, врываясь в кабинет к Мюллеру. А потом добавил: «Кстати, у вас не найдется несколько скрепок?». Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последнее слово, и если у Мюллера спросят, зачем он приходил, тот ответит: «За скрепками».

Шутки-шутками, но такой эффект действительно существует, хотя и выражается не столь буквально. Поэтому объемную информацию стоит разбивать на небольшие куски и самое важное повторять в начале и в конце заучивания.

Как запомнить прочитанное с первого раза

Истории о фотографической (эйдетической) памяти всегда вызывают ажиотаж. Среди знаменитых личностей ею обладал Никола Тесла, который смог восстановить все свои приборы без записей после пожара в мастерской. Также феноменальную память приписывают Сергею Рахманинову, понтифику Иоанну Павлу II, знавшему 21 язык, Уинстону Черчиллю, Сенеке и т.д.

Когда у эйдетиков спрашивают, как им удается запомнить столько информации, они отвечают о двух путях:

  • Фотографический метод — объект словно «фотографируется взглядом» с мельчайшими подробностями.
  • Ассоциативный метод — между не связанными друг с другом элементами запоминающий специально придумывает связь.

Фотографический метод для большинства людей эффективен, только если нужно запомнить какие-то зрительные образы. Художник Айвазовский рекомендовал развивать его, пристально наблюдая за каким-нибудь объектом около 5 минут, а потом мысленно представляя этот объект в деталях.

Ассоциативный же метод хорошо подходит для запоминания самой разной информации. Цифры и абстрактные фигуры могут ассоциироваться с определенным цветом, звуком, запахом, воспоминанием из детства. Ряд предметов можно мысленно связать между собой в историю или в целостную картинку. В этих случаях в памяти сразу всплывает образ-ассоциация, а потом уже нужный материал.

Развивает ли скорочтение память?

Быстро читать и все-все запоминать — извечная мечта студентов и тех, кто ежедневно обрабатывает большие массивы информации. Но связаны ли эти два навыка? И да, и нет. С одной стороны, скорочтение направлено больше на быструю обработку информации, чем на способность ее сохранять. Но в то же время, когда человек учится быстро читать, он выполняет и упражнения для памяти. Сюда относится все, что связано с расширением зрительного поля, умения охватывать взглядом большие куски текста и выделять главное.

При скорочтении мозг привыкает «выхватывать» отдельные фрагменты и достраивать по ним целостную картину, используя уже имеющиеся знания. Это очень полезно и для запоминания. Так что, развивая один навык, можно одновременно улучшить другой. Если говорить о памяти, любая умственная работа пойдет ей на пользу.