Топ-10 экранизаций, которые оказались лучше книг

Бойцовский клуб Чака Паланика

«А книга была лучше» — часто говорят зрители после экранизации очередного бестселлера. И куда реже бывает наоборот, когда из заурядного романа режиссерам и сценаристам удается создать настоящий шедевр. Что ж, у каждого искусства свои средства выразительности — спецэффекты, зрелищность и  обаяние актеров способны на многое. Итак, представляем топ лучших экранизаций книг, когда фильм оказался на высоте.

1. «Форрест Гамп» (Роберт Земекис, 1994)

Киноисторию, завоевавшую 6 «Оскаров», знают во всем мире, что сложно сказать об одноименном романе Уинстона Грума. Нет, назвать книгу плохой было бы несправедливо — «книжный» Форрест выглядит таким же тонким, искренним, пронзительно-душевным. Но многие отмечают, что события в романе слишком уж фантастичны, а отношениям Форреста с близкими не хватает глубины. Словом, Том Хэнкс — исполнитель главной роли, получил свой «Оскар» не зря.

2. «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1999)

Главный мужской фильм нашего времени (по мнению редакции MAXIM) начал с того, что… провалился в прокате. Известная ведущая и блогер Рози О’Доннелл даже обвинила его в поддержке фашизма, а кинокритики советовали искать аудиторию в аду. Лишь после ухода с больших экранов оказалось, что зрители «распробовали» этот брутальный сюжет и оценили зрелищную концовку.  Кстати, финал совершенно не совпадает с литературным источником — романом Чака Паланика, но даже сам автор признал, что так будет лучше. 

3. «Побег из Шоушенка» (Фрэнк Дарабонт, 1994)

Стивен Кинг всегда великолепен, но киновариант «Побега» впечатляет куда больше, чем повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Впрочем, автора в этом не стоит винить. Вряд ли он сам ожидал такого успеха от небольшого произведения, которое даже не вышло отдельным тиражом, а печаталось в авторском сборнике. Правда, с «Оскарами» фильму не повезло, но зато у него вот уже четверть века есть неизменная любовь зрителей.

4. «Секс и город» (Майкл Патрик Кинг, 1998-2004)

Удачный сценарий превратил «Секс и город» в один из лучших сериалов по книгам, а вот отзывы про одноименный сборник рассказов Кэндес Бушнелл куда хуже. Конечно, читатели у него есть — после успеха телесериала он даже переиздавался. И все же книга выглядит слишком фрагментарной, сухой. Интересно, что сама Кэндес планировала обойтись без хэппи-энда. Более того, ее поддержал сценарист Даррен Стар.  Но чего не сделаешь ради зрителя… 

5. «Турецкий гамбит» (Джаник Файзиев, 2005)

Этот фильм включен в подборку с некоторой натяжкой — одноименная книга вряд ли разочарует читателей. Но будем честны: все же людей, которые знают сюжет «Турецкого гамбита» по кино, намного больше. С экранизацией роман приобрел зрелищность, потрясающую музыку и… неожиданный финал. Автор книги Борис Акунин сам писал сценарий и, видимо, решил сделать зрителям сюрприз — главным злодеем оказывается в итоге совсем другой персонаж.

6. «Горбатая гора» (Ан Ли, 2005)

В основу фильма лег короткий рассказ Энни Пру, написанный еще за 10 лет до появления экранизации. В свое время он тоже наделал шуму — история о любви двух геев не могла остаться незамеченной. Но по части лирики и антуража фильм оставляет книгу далеко позади. Что интересно, расхождений по сюжету почти нет, так что секрет успеха все же в том, как преподать эту неоднозначную тему.

7. «Место встречи изменить нельзя» (Станислав Говорухин, 1979)

О романе «Эра милосердия» братьев Вайнеров знают лишь поклонники советской литературы. Зато знаменитую цитату «Вор должен сидеть в тюрьме»? помнит минимум два поколения зрителей. Сюжет и даже реплики героев постарались перенести в сценарий как можно точнее, но — удивительно, насколько экранный Глеб Жеглов оказался непохож на книжного. Из амбициозного, циничного, заносчивого персонажа Высоцкий сделал поистине народного героя.

8. «Нефть» (Пол Томас Андерсон, 2007)

Тот случай, когда фильм снят «ну очень по мотивам» — в основу взят даже не роман, а лишь его часть. От произведения Эптона Синклера осталась разве что идея и особая мрачная атмосфера. Но в любом случае киноистория о неуемной алчности и готовности идти на все ради достижения цели вызывает куда больше эмоций, чем роман-первоисточник.

9. «99 франков» (Ян Кунен, 2000)

Казалось бы, роман Фредерика Бегбедера хорош и сам по себе. Но сценаристам удалось снять более динамичный, интересный и яркий фильм. Из размытого авторского сюжета о жизни маркетолога Октава Параго они сделали вполне логичное повествование. Впрочем, тем, кто не готов к сценам наркотического бреда, все-таки лучше не смотреть.

10. «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Еще одна история, как хорошая книга превратилась в совершенно потрясающий фильм. Роман американского писателя Питера Бенчли об огромной акуле-убийце кинопродюсеры увидели еще до публикации и сразу оценили его потенциал. Книга действительно стала бестселлером, но превзойти успех блокбастера — обладателя 3-х «Оскаров», ей не удалось.